Воскресенье, 20.10.2019, 19:59

Ирбитская детская художественная школа

Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

О батике замолвим слово. Автор: Каменская Надежда Леонидовна

  Батик - один из видов декоративно-прикладного искусства. Есть холодный батик, есть и горячий батик.
1. Холодный батик - это технология создания изделий методом росписи по ткани с участием холодного резерва.
Резерв - это вещества, которые предохраняют поверхность ткани от растекания краски по всей её поверхности при раскрашивании ткани.
Резерв механически заклеивает волокна ткани и препятствует проникновению краски на ткань. И чтобы на ткани получился рисунок подходящий, то вначале намеченные контуры и линии рисунка непременно обводятся резервом. И только спустя несколько дней для надёжности и после того, как убедишься в прочности нанесённого на ткань резерва в виде линий, уже можно краски на ткань наносить. Резерв холодный на ткань наносится с участием стеклянной трубочки (есть в магазинах и лавках художника), наполненной на 1/2, 1/3 или 1/4 часть её холодным резервом. Резерв холодный приготавливать можно и самостоятельно в кустарных и домашних условиях.
Рецепт приготовления холодного резерва:
резиновый клей 50 ед., 220 ед., 215 ед.,
бензин очищенный 430 ед., 250 ед., 200 ед.,
парафин - 30 ед., -
воск натуральный 20 ед., - -
вазелин технический - - 85 ед.,
всего в пропорции 500 ед., 500 ед., 500 ед.

То есть, на практике житейской - поместить стеклянную банку в водяную баню, опустить в неё измельчённый парафин и растворить его (настругать свечку, опустить в стеклянную банку, затем - влить резиновый клей и бензин). А при приготовлении цветного резерва надо добавить художественной масляной краски до полного окрашивания резерва. После добавления компонентов к резерву плотно сосуд с содержимым закрыть и хранить в проветриваемом помещении. При хранении резерв становится густым. Разводить его в водяной бане. Перед работой - чистоту проверить его.
На поверхность ткани холодный резерв наносить аккуратно, иначе образуются крекилюры. Крекилюры - это трещинки от резерва, в которые попадают краски (затекают) при окрашивании ткани. Особенно это не менее важно при работе с горячим батиком. Сейчас - о горячем батике.
2. Горячий батик - это методика создания изделия из ткани с участием уже не холодного, а горячего резерва. Сам горячий резерв по сути расплавленный и горячий воск (жидкий).
Способ приготовления горячего резерва:
В пропрциях:
парафин: 250 ед., 250 ед., 350 ед, 400 ед
воск ис-
кусственный: 250 ед., 230 ед., - -
воск нату-
ральнй: - - - 100 ед.
вазелин тех-
нический: - 20 ед., 150 ед., -
Итого : 500 ед., 500 ед., 500 ед., 500 ед
Способ приготовления горячего резерва:
Установить на плитку кастрюлю с горячей водой. В неё погрузить металлическую ёмкость для резерва, в которой растворить размельчённый парафин и натуральный воск и дождаться жидкообразного состояния. И готов атрибут для горячего батика. Здесь аккуратно особенно горячий воск наносить на поверхность ткани во избежании крекилюров. Его можно на ткань наносить с помощью жёсткой тонкой кисти или металлической трубочки (в лавках художника есть). Или лишний воск попал на ткань, то на эту точку на ткани кладём газету сверху и проглаживаем утюгом. Или же - отстирать это место на поверхности ткани в очищенном бензине.
Держать сосуды с этими видами резервов подальше от огня (при хранении) и от других агрессивных сред.
А после нанесения линий этих резервов на поверхность ткани её можно раскрашивать уже специальными красками для батика (есть в лавках художника).
3. Приготовление краски для батика.
Рецепт приготовления краски для росписи по ткани состоит в следующем. С участием активных красителей (с индексом "Х" или без индекса):
краситель - 20 весовых частей,
мочевина - 50 весовых частей,
пищевая сода - 15 весовых частей,
лудигол (стиральный порошок без отбеливателя) - 15 весовых частей,
вода - 900 весовых частей.
ВСЕГО - 1000 весовых частей.
Короче, краситель смешивают с горячей водой (краситель с индексом "Х" - с водой в 30 градусов Цельсия, а краситель без этого индекса - с водой в 80-90 градусов Цельсия). Затем - смешивают этот раствор с горячим раствором лудигола, мочевины и соды. Фильтруют и охлаждают. Мочевина служит здесь как диспергатор, углубляющий тон окраски.
Краски (приготовленные содовые растворы красителей) надо применить в практике желательно в первый день (первые сутки) сразу после приготовления их. Ведь уже потом "несвежие" растворы красителей после их нанесения на ткань при дальнейшем запаривании изделия сползут с её поверхности.
Когда изделие, раскрашенное по поверхности, уже высохнет окончательно (может занять несколько дней в зависимости от вида ткани и условий окружающей среды), то его можно запаривать. То есть, подвергнуть его обработке горячим паром. Для этого работу заворачивают в чистую ткань (белую и без рисунка) и в чистую белую бумагу. И так, чтобы окрашенные края и части изделия и стороны его не касались друг друга). Запаривание в любой металлической посуде проводится, дно её заливают водой глубиной не выше и не ниже 5 см. От ручки к ручке металлической посудины протягивают верёвку из синтетической нити, к которой подвешавают перевязанный бечёвкой свёрток с работой. Крышку бака сверху и снизу целиком закрывают свёрнутым вдвое махровым полотенцем. Бак (посудину) нагревают на горячей плите. И если изделие малых размеров и свёрнуто в 2-4 раза, то запаривание длится полчаса. А если работа больших размеров и свёрнута во много раз - то на запаривание уходит 1-1,5 часа. После запаривания - вынуть работу из верхней части бака, развернуть и далее прогладить утюгом с лицевой и изнаночной стороны. Далее - его промывают сначала холодной водой, затем горячей и далее стирают вручную с мылом. Если изделие это из натурального шёлка, то после стирки его обрабатывают при комнатной температуре в растворе уксуса (2 столовые ложки 9-процентного раствора уксуса на 1 литр воды) в течении 10 минут. А изделия из хлопчатобумажной ткани, льна и вискозы - после ручной стирки надо 2 раза по 5 минут прокипятить в растворе стирального порошка, предназначенного для стирки цветного белья. И на последней стадии - изделие гладить влажным. Сначала с изнаночной и затем с лицевой стороны, через чистую влажную тряпочку.
А самое главное, можно изготавливать изделия по технологии батик без участия резерва. Может, кто нибудь и слышал о такой методике ?.
С помощью этого способа любую ткань можно росписывать и делать на её поверхности рисунки на любой вкус (представляя, что пишешь картину, пейзаж маслом по холсту). Но - рисунок по поверхности ткани создаётся одними красками, и здесь ни о каких резервах, холодных и горячих батиках и речи не идёт. Но это не обычные краски, а акриловые. Если рисунок на ткани нужно создать с участием его контурных и штриховых линий, то здесь вместо участия резерва и карандаша можно линии рисунка наносить на поверхность с участием одного или нескольких цветов густой акриловой краски, или слабо разбавленной водой. А далее продолжить раскрашивание и создание композиции на ткани уже сильно разбавленными акриловыми красками. Или - можно создать рисунок на ткани сразу разбавленными акриловыми красками, дело вкуса и техники. Кстати, образец одного из изделий, созданных по технологии батика, было создано таким вот способом, и оно в виде изображения к тексту добавлено.
Как же запаривать изделия, созданные по технологии так называемого безрезервного батика ?.
Ответ - смотрите ниже.
Это методом глажения его горячим утюгом. Правило - этим способом запаривать изделие из батика можно не ранее, чем пройдёт 48 часов после его запаривания. Затем, про прошествии положенного времени, заранее приготовить свободную гладильную доску и утюг (не предназначенный для глажения одежды). Доску застелить полотном, предназначенным для глажения тканых изделий.Но полотно должно быть чистым и желательно однотонным. Затем положить на поверхность застеленной доски само изделие. А на него сверху - чистую белую тряпочку. И через эту тряпочку горячим утюгом изделие и гладить. От утюга пойдёт пар и изделие запариваться будет. Температурный режим утюга должен строго соответствовать типу ткани. Для ситца и льняной ткани - температурная шкала фиксируется на более высоких отметках.Для натурального шёлка - чуть поменьше, для вискозы и искусственного шёлка - ещё меньше. Причём, даже через тряпочку, изделие можно гладить утюгом только с его изнаночной стороны, а не с лицевой, на которую краска была нанесена. запаривать таким способом изделие можно в течении 3-7 минут (от типа ткани зависит). И после такого вот запаривания изделие отложить в надёжное место и только по прошествии 3-х дней или суток можно будет произвести его первую стирку. После стирки - прополоскать и далее опять уже чистым утюгом (не для запарки) гладить. И причём - уже также на другой более чистой (для одежды) гладильной доске с чистой тряпочкой на ней. И оно - готово.